Рабочая программа фольклорного кружка Иван да Марья

 

 

МБДОУ Кирилловский детский сад  №36 "Радуга" 

 

 

 

Рабочая программа фольклорного кружка

 "Иван да Марья"

 

 

 

 

 

Информационная карта программы

 

Полное название программы

образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию

Автор

Зотова Нина Анатольевна

Руководитель программы

Зотова Нина Анатольевна

Адрес, телефон

Адрес : 607260, Нижегородская область, Арзамасский район, с. Кирилловка,

 ул. 9 Мая, д.29

т/ф: 8(83147) 57-7-15

Специализация программы

Музыкальный фольклор, народное творчество и традиции русского народа, нравственно-патриотическое воспитание

Срок реализации

2 год

Место проведения

МБДОУ Кирилловский детский сад №36

Официальный язык

Русский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.      Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование 1 год обучения.

             3. Тематическое планирование 2 год обучения

             4. Аппарат контроля.

             5. Карта индивидуального развития обучающегося.

             6. Критерии развития ребёнка.

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

дорожим

 

 

 

 

 

Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим

 И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

 

   

       

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки и была разработана данная программа.

С чего же начать духовное просвещение наших детей? Как воспитать общечеловеческие нравственные ценности? Один из путей воспитания доброго, толерантного, трудолюбивого человека – это обращение к истокам народной культуры. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Устное народное творчество  является богатейшим источником познавательного и нравственно-патриотического воспитания детей. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная пластика – всё это укрепляет здоровье, способствует воспитанию чувства красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Кроме этого фольклор имеет и большой оздоровительный эффект: стимулирует развитие лёгких, дыхания, голосового аппарата, позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов, содействует общему укреплению и развитию организма, повышает речевую и певческую культуру детей.

       Процесс приобщения детей к народной культуре положительным образом сказывается на культурном развитии и ближайшего взрослого окружения. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в изготовлении реквизита, шьют костюмы, морально поддерживают ребят. А это значит, что с помощью фольклора укрепляются межличностные отношения детей и родителей. Народное творчество увлекает детей и позволяет увидеть им жизнь намного чище, возвышенней, чем порой, она есть. Таким образом, все средства фольклора направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности». Кроме того, деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально - чувственную сферу, художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.

      В детском саду действует определённая воспитательная система по изучению фольклора, целью которой является:

- пробудить и развить в каждом ученике историческую память;

-воспитать интерес к традициям, культуре своего народа, его духовному      наследию.

      Программа дополнительного образования является лишь частью всей воспитательной системы детского сада. Новизной предлагаемой программы является изучение устного народного творчества, традиций, быта, промыслов, песен, музыкально–ритмических движений, обучение игре на музыкальных инструментах через проблемное обучение. А проблемное обучение предполагает создание перед воспитанниками проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности детей и взрослых. 

Фольклор – это явление синкретическое, и именно в нём неразрывно связаны слово, музыка, движение. А в соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства: выразительности речи, ритмичности движений, вокально – хорового пения, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки, изучение народных промыслов, что позволяет развить творческие способности детей, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.

            Цель программы: - воспитание культурной, нравственно-патриотической,  эстетически развитой личности средствами фольклора.

  Задачи:

- формировать способности к нравственно-патриотическому воспитанию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

- формировать способности дошкольника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям;

- воспитать устойчивый интерес и уважительное отношение к народному творчеству;

- развить культуру исполнения жанров устного народного творчества и музыкального фольклора;

- создать фольклорный ансамбль, для распространения своего опыта для сверстников и родителей;

- приобщать к истокам культурных традиций различных народов.

 

        Программа рассчитана для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, на 2 года обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

       Возрастные особенности воспитанников 4-6 лет. Для успешности внедрения программы необходимо обозначить возрастные особенности обучающихся данного периода жизни:

После изученного курса данной программы детьми предполагается следующий результат:

            - формируется личность с духовно-нравственными ценностями, знающая русские народные обычаи, обряды, народное творчество и умеющая применять все раннее изученное  в своей жизнедеятельности;

          - в каждом ребенке укрепляется чувство уважения к русскому фольклору   к другим народам и культурам;

            -  у детей раскрываются творческие способности, появляется вера в собственные возможности;

            -  дети становятся трудолюбивыми, уважают труд и умеют трудиться;

            -  расширяется круг общих интересов в семье, потому, что ученики к изучению фольклора привлекают и своих родителей.

Программа «Иван да Марья» позволяет не только воспитывать у дошкольников определенную гражданскую позицию, патриотические чувства, духовность, но и развивать музыкальные способности на основе музыкального фольклора:

- восприятие музыки (слушание) помогает развитию детей, сосредоточенного внимания, музыкальных представлений, памяти. В процессе слушания музыки, учащиеся приобретают определенный объем музыкально-теоретических знаний, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа.

-  пение способствует развитию певческой культуры дошкольников, чувства ритма, ладотонального слуха.

-  при музыкально - ритмических движениях у детей развиваются  творческие способности, координация движений, развитие музыкального слуха и представлений о средствах музыкальной выразительности.

-  игра на музыкальных инструментах обогащает художественный опыт дошкольников, способствует развитию  музыкальных способностей, ритма, развивает интерес к исполнительской деятельности.

В процессе обучения, данная программа предполагает вооружить учащихся следующими знаниями и умениями:                                  

 

 

Знать

 

Уметь

- малые жанры фольклора (дразнилки, мирилки,  заклички, попевки, приговоры, считалки, небылицы, заговоры, скороговорки, пословицы, поговорки);

- русские народные сказки;

- русские народные песни, игры.

- устройство русской избы;

 - символы русского народа: Матрёшки, самовара, Петрушки;

-календарные праздники Рождество, Масленица, Пасха.

 

- понимать  образное содержание фольклора;

- интонационно чисто и ритмически верно исполнять разученные русские народные песни, попевки;

- творчески, ярко, эмоционально передавать содержание песен, сказок и игр в исполнении;

-слаженно и ритмично играть в ансамбле ложкарей различными способами.

- передавать в движениях характер русских плясок и хороводов;

-самостоятельно организовывать народные игры, освоенные на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

Тематический план

1 год обучения

 

Месяц

Тема

Цель

Музыкальный репертуар

Сентябрь

 

1 занятие

«Милости просим!»

Познакомить с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовенком Кузей, Вызвать интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Освоить русский  поклон.

Игра «Кострома», пляска «Начинаем перепляс»

2 занятие

«Русская изба»

Познакомить с устройством русской избы и как люди жили на Руси, средствами презентации

Слушание и инсценирование песни «Русская изба», Игра «Кострома», пляска «Начинаем перепляс»

3 занятие

«Что летом родится – зимой пригодится»

Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку. Осваивать игру на деревянных ложках простым приемом.

Хоровод «Вставай, Антошенька», Пляска «Антошка», Игра на инструментах «Ложечки».

4 занятие

«Осень – сноп последний косим»

Расширять знания детей об осенних праздниках  и сельхоз работах. Пополнять словарный запас народных названий «Сентябрь – листопадник»

Хоровод «Вставай, Антошенька», Хоровод  «Осень- гостья годовая», Пляска « Антошка», игра  на ложках «Ложечки»

Октябрь

1 занятие

«Хлеб – всему голова»

Знакомить детей со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать фольклор при уборке злаковых. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

Закличка «Пшеница, родись»

2 занятие

« Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска.

Р.н. песня «Пошла млада за водой»

3 занятие

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Познакомить детей с народным фольклором о труде и лени, уме и глупости.

Пословицы и поговорки о труде и лени. Инсценировка «Антошка»

4 занятие

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Познакомить детей с русской печью и всей относящейся к ней  домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой)

Народные игры с домашней утварью

Ноябрь

1 занятие

«Сошью Маше сарафан»

Познакомить детей с народной одеждой: сарафан, рубаха, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: сермяга, телогрейка, кушак, картуз.

Танец с посадскими платками «Россия»

2 занятие

«Родной матушки платок по середочке цветок

Знакомить детей с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павло-посадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками.

Танец с платками «Россия»

3 занятие

«Русский головной убор – кокошник»

Знакомить детей с головным убором женщины – кокошником. Дать представления о некоторых их разновидностях. Придумывать узор на кокошник.

Танец с платками «Россия»

4 занятие

«Ходит сон близ окон»

Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента.

Колыбельная «Брат сестру качает»

 

Декабрь

1 занятие

«Зима – не лето, в шубу одето»

Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Учить исполнять песни-заклички (зимние). Вспомнить русские народные сказки о зиме.

Песня «Зимушка-зима»

2 занятие

«Валенки не подшиты, стареньки»

Познакомить детей в зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления.

Танец «Валенки»

3 занятие

«Живет в народе песня»

Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента .

 

4 занятие

«Узор хоровода»

Познакомить детей с традицией водить хороводы. Показать различные виды хоровода. Научиться двигаться в хороводе.

Хороводная игра «Становись в хоровод»

Январь

1 занятие

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Познакомить детей об одном из главных обрядовых праздников Рождестве, святочных традициях. Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты.

Рождественские колядки

2 занятие

Русская народная игрушка

Знакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи.

Танец «Матрешечки»

3 занятие

Русская народная игрушка

Знакомить с тряпичной куклой мотанкой, куклой из лыка. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куколку и обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки.

Танец «Матрешечки»

Февраль

1 занятие

«Не лопата, не совок, что захватит – то в роток»

Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них.

Песня «Расписные ложки»

2 занятие

«Не перевелись на Руси богатыри русские…»

Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости.

Песня «Солдатушки - бравы ребятушки

3 занятие

«Ой, ты, Масленица»

Рассказать детям о особенностях праздника Масленица, традициях сжигания чучела Масленицы и народных масленичных игр

Песня «Блины»

4 занятие

«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Воспитывать уважительное отношение к матери, женщине.

 

Март

1 занятие

«Весна, весна, поди сюда!»

Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

 

2 занятие

«Русский колокольчик»

Познакомить детей с валдайским колокольчиком. Научить на них играть, используя фольклорный словарь: болтана, бубенцы, глухари, поддужные колокольчики. Развивать звуковысотный слух. Тсполнять песню, подыгрывая на колокольчиках.

 

3 занятие

Тренди-бренди, балалайка

Знакомить детей с русским народным музыкальным инструментом балалайке. Пение хороводных песен в сопровождении балалайки

 

4 занятие

Гармошечка-говорушечка

Знакомить детей с русским народным музыкальным инструментом гармошки. Пение хороводных песен в сопровождении гармошки

 

Апрель

1 знятие

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором (пошки, небылицы, докучные сказки). Привлечь к участию в занятии обитателя «русской избы» домовенка Кузю. Побуждать к сочинению небылиц.

 

2 занятие

«Самовар наш друг веселый»

Рассказать об особенностях русского обряда чаепития, историей самовара, пряников и травяных чаев.

Песня «Самовар»

3 занятие

«Для любимой дочки – лапти-лапоточки…»

Познакомить детей с русской обувью лаптями.

Игра «Эх, лапти мои»

4 занятие

«Красная горка»

Познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе.

 

Май

1 занятие

«Ай, да березка»

Рассказать детям об особом отношении русских людей к березе. Дать представления детям что можно изготовить из березы ( березовый деготь, сок, веники, дрова, строительный материал, лекарственные сборы, лыко, береста, метлы и т.д.). Понаблюдать за распусканием почек на березе. Познакомить с народными песнями, хороводами о березе.

Хоровод «Во поле береза стояла».

2 занятие

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко»

Вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

 

3 занятие

Земелюшка-чернозем

Рассказать о начале полевых работах.

 

4 занятие

Веселая викторина

Отгадывать знакомые фольклорные произведения, по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.

 

 

 

 

Тематический план

2 год обучения

 

Месяц

Тема

Цель

Музыкальный репертуар

Сентябрь

 

1 занятие

К нам гости пришли.

 

Вызвать интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Рассказать детям о Особенностях русского гостеприимства. Традиции русского народа, русская кухня. 

 

2 занятие

«Русская изба»

Расширять представления детей о русской избе, знакомить с новыми предметами в устройстве избы: горница, сени, ставни.

игра «Колечко».

3 занятие

«Что летом родится – зимой пригодится»

Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку. Осваивать игру на деревянных веерных ложках  и с бубенцами.

 

4 занятие

Народный календарь.

       

Рассказать детям о мудрости народного календаря, обрядах, праздниках. Народные календарные игры, песни, попевки,  хороводы

 

Октябрь

1 занятие

«Хлеб – всему голова»

Знакомить детей со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать фольклор при уборке злаковых. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

Закличка «Пшеница, родись»

2 занятие

« В гостях у сказки»

беседовать о русских народных сказках, их значении в жизни человека.

инсценирование сказки «Теремок» с музыкальным сопровождением

3 занятие

«Трудно жить без посиделок»

Познакомить детей с обрядом русских посиделок.

 

4 занятие

«Веселая ярмарка»

Познакомить детей с русской традицией веселой ярмарки

Песня «Где был, Иванушка ?»

Ноябрь

1 занятие

«День Народного единства»

Дать представление детям о празднике Народного единства. Вызвать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Песня «Росиночка-Россия»

2 занятие

«Арзамас – городок от Москвы уголок»

Знакомить детей с историей города Арзамаса средствами видеоэкскурсии.

Видеоролик «Маленький мой Арзамас»

3 занятие

«Славься Арзамасский наш район!»

Знакомить детей с традициями родного Арзамасского края, ремеслами и гербом арзамасского района. Воспитывать любовь к родному краю, малой Родине.

 

4 занятие

История села Кирилловка

Познакомить детей с историей села Кирилловка средствами старых фотографий и видеосьемок.

 

 

Декабрь

1 занятие

Декабрь – студень

 

Расширять знания детей об особенностях декабря;

 - пословицы, поговорки, приметы декабря, зимы;

 

Песня «Зимушка-зима» - разучить попевку «Ты мороз»;

 - игра «Два мороза.

 

2 занятие

Русские сказки о зиме

Содержание русских народных календарных сказок.

инсценирование, обыгрывание р.н.с. «Два Мороза», «Морозко», «Ермилка и лесной Боров»;

- р.н.п. «Лапти – лапотонцы»;

 - игра «Метелица».

 

3 занятие

«Живет в народе песня»

Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента .

 

4 занятие

«Узор хоровода»

 беседовать о хороводных песнях, рассмотреть, сравнить и проанализировать различные виды хороводов;

 Разучить движения орнаментального хоровода.

 

 

р.н.п. «Плещут холодные волны»;

Январь

1 занятие

Святки

- беседа об обычае святочных вечеров;

 - знакомство со святочной сказкой «Золотой перстенёк»;

 

- русская игра «Прялица»;

- разучивание колядок.

 

 

2 занятие

Русские народные промыслы: Золотая Хохлома.

 

- познакомить детей с особенностями хохломской росписи;

.

 

3 занятие

Русские народные промыслы: Синь России –Гжель

Познакомить детей с особенностями росписи на керамике Гжель. Слушание песен о гжели

 

Февраль

1 занятие

«Не лопата, не совок, что захватит – то в роток»

Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них.

 

2 занятие

«Не перевелись на Руси богатыри русские…»

Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости.

Песня «Солдатушки - бравы ребятушки

Танец-перепляс «Богатырская наша сила»

3 занятие

«Ой, ты, Масленица»

Рассказать детям о особенностях праздника Масленица, традициях сжигания чучела Масленицы и народных масленичных игр.

Песня «Блины»

4 занятие

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Воспитывать уважительное отношение к матери, женщине.

 

Март

1 занятие

«Весна, весна, поди сюда!»

Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

 

2 занятие

Русские народные инструменты

- познакомить обучающихся с историей возникновения и развития русского народного исполнительства;

- выявить виды музыкальных инструментов;

 - послушать звучание музыкальных инструментов

 

3 занятие

Народный шумовой оркестр

Беседовать об ударном деревянном инструменте русского народа – ложках;

 Освоить  несколько видов игры на ложках;

рубель - сравнить ранее изучены инструменты с рублем и дровами;

 Освоить навыки игры на инструментах;

Беседа о народном инструменте – трещотка;

 Рассмотреть, послушать и проанализировать различные виды трещоток. Освоить навыки игры на трещотке.

 

р.н.п. «Я на камушке сижу».

 

4 занятие

«У меня веселый бубен, под него плясать мы будем»

Беседовать об инструменте бубне, понять его устройство.

 Продолжать развивать навыки игры  на музыкальных инструментах русского народа;

 

 

Игра «Веселый бебен»

- повторить р.н.п. «У ворот, ворот».

 

Апрель

1 знятие

Дымковская свистулька

 Рассказать детям историю появления духовых инструментов, их особенностях.

Беседовать о дымковской свистульке, особенностях ее росписи и звукоизвлечении.

 Продолжать развивать навыки игры на музыкальных инструментах.

 

2 занятие

Гусли

 

Рассмотреть историю создания музыкального инструмента, его особенности, вид, звучание;

 

 

- разучить р.н.п. «У ворот в гусли вдарили».

3 занятие

«Красная горка»

Расширять представления  детей о традициями народных гуляний на пасхальной неделе.

 

4 занятие

Сказка «Маша и медведь»

Познакомить детей со сценарием сказки. Работать над распределением ролей.

 

Май

1 занятие

Сказка «Маша и медведь»

Работа над фольклорным спектаклем

 

2 занятие

Сказка «Маша и медведь»

Работа над фольклорным спектаклем

 

3 занятие

Сказка «Маша и медведь»

Работа над фольклорным спектаклем

 

4 занятие

Сказка «Маша и медведь»

Показ фольклорного спектакля «Маша и медведь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппарат контроля:

 

Отслеживание динамики развития каждого обучающегося происходит  с помощью различных методов диагностики:

-тестирование,

- наблюдение,

- анкетирование,

- индивидуальная беседа.

Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах каждого ученика. Представляю пример:

         

 

 

 

 

  Карта индивидуального развития обучающегося.

 

                                                                                                                                 Фамилия Имя__________________________

                                                                                                                      Возраст______________

                                                                                                                                 Дата начала наблюдения_________________

 

Параметры

Начало обучения

Окончание 1 года обучения

Начало 2 года обучения

Окончание 2 года обучения

Начало 3 года обучения

Окончание 3 года обучения

Начало 4 года обучения

Итоговая диагностика

Восприятие музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокальные навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра на музыкальных инструментах

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические знания

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая активность

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критерии развития ребёнка.

 

 

Параметры

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Восприятие музыки

- слушает и слышит музыкальное произведение;

 - умеет от начала до конца дослушивать произведение;

 - умеет анализировать и сравнивать, различать произведения;

 - эмоционально отзывается на произведение;

- узнаёт знакомые произведения.

 

 

 

 - слушает и слышит музыкальное произведение;

 - не всегда слушает произведение от начала до конца;

 - анализирует, сравнивает, различает произведения, только с помощью;

 - не всегда эмоционально отзывается на произведение;

- с затруднением узнаёт знакомые произведения.

- рассеянно слушает произведения;

 - не может дослушивать произведении до конца;

 - с трудом и не всегда может проанализировать, сравнить и различить произведения;

 - пассивно относится к произведениям по слушанию музыки;

 - не может узнать знакомые произведения.

Ритм

- слышит и может воспроизвести сложные ритмические фигуры;

 - самостоятельно может сочинять ритмический аккомпанемент;

- может узнать песню по ритму;

- ритмические упражнения при помощи рук и ног выполняет верно, музыкально, без ошибок.

 

- слышит и может воспроизвести простые ритмические фигуры;

 - сочиняет ритмический аккомпанемент, но с помощью педагога;

- песню по ритму узнаёт с затруднением;

 - ритмические упражнения с помощью рук и ног выполняет с ошибками.

 

- не может воспроизвести ритмический рисунок вообще;

 - не может сочинить ритмический аккомпанемент;

 - песню по ритму узнать не может;

 - ритмические упражнения при помощи рук и ног выполнить не может.

Вокальные навыки

 - умет чисто интонировать при пении;

 - правильно формирует звук;

 - дикционно верно исполняет произведение;

- сознательно, внутренне слышит интервалы мелодии;

 - выразительно, эмоционально  в характере исполняет разученные произведения.

- интонирует с небольшими ошибками;

 - звуковедение с нарушениями;

 - затруднения в дикции при пении;

 - интервалы мелодии заучивает, слышит их с трудом;

 - старательно, но не эмоционально исполняет произведения.

- не может интонировать произведение;

 - звуковедение с нарушениями;

 - много дикционных ошибок;

 - интервалы мелодии не слышит, не может их воспроизвести;

 - не выразительно, без эмоций исполняет разученные произведения.

 Игра на музыкальных инструментах

 

 

 

 

 

- верно, без ошибок исполняет сложные и простые ритмические рисунки;

 - эмоционально, в характере играет в оркестре на инструментах;

 - обладает культурой игры на инструментах в коллективе

 

 

 

- верно без ошибок исполняет простые ритмические рисунки, сложные исполнить не может;

 - не всегда эмоционально исполняет произведения;

- обладает культурой игры на инструментах в коллективе.

- с затруднением исполняет простые ритмические рисунки, сложные исполнить не может;

 - не эмоционально, пассивно исполняет разученные произведения4

 - с затруднением играет на инструментах в коллективе.

 

Теоретические знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период;

 - применяет полученные знания в своей жизнедеятельности.

- обучающийся освоил более половины объёма теоретических знаний;

- иногда, применяет полученные знания в своей жизнедеятельности.

- обучающийся овладел менее половины объёма знаний, предусмотренной программой;

 - не применяет полученные знания в своей жизнедеятельности.

Творческая активность

 

- выполняет практические задания все с творческим подходом, интересом, желанием.

- выполняет в основном задания на основе образца.

- выполняет лишь простейшие практические задания, при помощи педагога.

 

 

                                

 

 


 

            Условия реализации программы.

 

Материально – техническое оснащение:

- мини-музей «Русская изба» перед входом в музыкальный зал: макет печи, сундук, прялка, люлька-зыбка, лавка, текстильные изделия, посуда,  самовар и др.

 

Оснащение музыкального зала:

 

- мультимедийный проектор

- компьютер

- фортепиано электронное

 

Детские музыкальные инструменты:

- барабан

- гармонь

- металлофоны

- треугольники

- бубенцы

- свистульки

- детский аккордеон

- неозвученные балалайки

- маракасы

- колокольчики

- бубны

- трещотки

- коробочка

- свистульки

- кастаньеты

- ложки деревянные

- рубель

- игрушка императора

- ухват музыкальный

 

Костюмы:

- рубашки, стилизованные под народные

- платья, стилизованные под народные

-платочки

-платки матрешкам

-платки посадские

- картузы на мальчиков.

 

Декорации и мебель:

- ширма

- столы хохломские

- стулья

-деревья

- ширма в виде деревянного дома с окном

-поляны по временам года

 

Наглядные пособия:

театр би-ба-бо

шапочки сказочных персонажей

 

музыкальное лото «Инструменты русского народного оркестра»

иллюстрации к сказкам

иллюстрации к праздникам

Наша Родина Россия. Пособие для развивающего обучения О.Перова

иллюстрации по теме «Музыкальная культура народов России»

иллюстрации по теме «Праздник урожая»

сноп из пшеничных  колосьев

иллюстрации по теме «Народные промыслы»

иллюстрации по теме «Мастера родного края»

иллюстрации по теме «Русские народные музыкальные инструменты»

 

Видеоматериалы и презентации:

«Оркестр русских народных инструментов»

«Народные ансамбли»

 «Гжель»

«Золотая хохлома»

«Народные праздники: Масленица, Крещение, Рождество»

 «История русского костюма»

«Русские посиделки»

«Золотое кольцо России»

«Как люди жили на Руси»

«История деревянной ложки»

«Приемы игры на ложках»

«В чем секрет Матрешки»

«Русская березка»

«Русская печка»

«Защитники земли русской»

«История села Кирилловка»

«День матери»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: мозаика синтез, 2014.

2.      Пименова Т.М., В.В. Архипова Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Изд.2-е Волгоград:Учитель, 2014.

3.      Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

4.      Перова О. Наша Родина Россия. Пособие для развивающего обучения. М.:Эксмо,2014

5.      Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой.- М.:ТЦ Сфера, 2013

6.      Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2007.

7.      Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.      Леонова Н.Н. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВ «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015

9.      Светова О.Е. Фольклорные праздники в детском саду / О.Е. Светова, Е.В. Никольская. – Ростов н/Д:Феникс, 2009.

10.  Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н., Т.В. Тимофеева, В.Ф. Князева, И.В. Богачева Приобщение дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2016

11.  Лыкова И.А., Шипонова В.А. Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014.

12.  Лыкова И.А., Шипонова В.А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014.

13.  Лыкова И.А., Шипонова В.А. Народный календарь. ЗИМА - ЧАРОДЕЙКА (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014.

14.  Лыкова И.А., Шипонова В.А. Народный календарь. ВЕСНА КРАСАВИЦА  (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014.

15.  Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995

16.  Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000.

17.  Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук.: Мозаика-Синтез; Москва; 2004

  1. . Костина Э. П. Мой родной дом : программа соц. и нравств.-патриот. воспитания детей 4-7 лет . - Н. Новгород : Талам, 2000

 

Дата последнего обновления страницы 14.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»